Форум по образованию и обучению   Главная     Форум
Образование Обсуждаем образование в России и за рубежом

Навигация: > форум > ВУЗЫ > принцип законности в педагогике

Автор Дата принцип законности в педагогике
Pages:   1 
levlaw@bk.ru 20.12.2007 10:08 Принцип законности и педагогическая наука .
Часть 1.
Теоретическое обоснование принципа законности в педагогике.

"Природа побеждается послушанием".

Я. А. Коменский широко использовал в своих произведениях термин "закон". Он писал: «Правильно обнаруженные общие поня¬тия дадут нам общие и прочные законы разумного обучения, которые необходимо соблюдать всегда и всюду; кроме того, частные знания дадут нам, в свою очередь, законы частные, которые необходимо со¬блюдать только в некоторых случаях» Коменский выделяет ряд законов: 1.Законы школьного порядка, касающиеся работы лиц и дисциплины;2. Законы относительно целей школы, подлежащих предпочтительному осуществлению. 3.Законы о месте занятий. 4.Законы о надлежащем распределении времени. 5. Законы об образах для проведения работы. 6.Законы о книгах. 7. Законы, касающиеся метода, которого нужно придерживаться при обучении детей.8. Законы для испытаний. 9. Законы о театральных представлениях. 10.Законы об отдыхе. 11.Законы относительно поведения.12.Законы о воспитании благочестия. 13.Законы хорошего порядка среди всех граждан нашей школы.14.Законы для родителей и опекунов, отдающих своих в нашу школу. 15. Законы для учеников. 16.Законы для коллегии, т.е. для всех живущих в общежитии, - как студентов, так и знакомых. 17.Законы для воспитательного учреждения в Патоке. 18.Законы о педагогиусах и педагогах.19. Законы для учителей. 20.Законы для ректора.21. Законы для схоларков. 22.Законы относительно школьной дисциплины. 23.Законы о соблюдении законов.
Проведем анализ данных законов. В 21 законе для схоларков., А.Я.Коменский обращает свое внимание на следующий момент: «… когда Спартанцы получили от Ликурга хорошие законы, они все-таки не считали еще их имеющими достаточную силу, пока не поставили сверх того коморфилактов, т.е., стражей законов. Это было весьма умно, ибо лучшие законы напрасны, если их не исполняют, а законов не станут исполнять, если нет стражей, которые побуждают к их исполнению».
Данная цитата подчеркивает, что выделенные законы Я.А.Коменским всего лишь правила, которые необходимо соблюдать. Соблюдение тех или иных правил направляет деятельность человека не нарушать закон. Если правила можно соблюдать и не соблюдать, то закон непреложен. Поэтому они, то есть правила, по мнению Я.А.Коменского должны исполняться под наблюдением стражей. Это мы можем увидеть и в 3-6 законах, где прописаны правила рабочего места:
В 7-17 законах, прописан алгоритм и принципы организации учебно-воспитательной деятельности. Например, в законе относительно поведения - это закон 11, Каждый должен привыкать сосредотачиваться, не быть рассеянным для того чтобы делать все обдуманно или «допускающий небрежность, а тем более оскорбление благочестия должен быть очень строго наказан, ибо здесь проявляются нормы извращенной воли, а не слабость ума»
В первом случае, а именно: Каждый должен привыкать сосредотачиваться, не быть рассеянным для того чтобы делать все обдуманно», четко прописано правило, соблюдение которого создает необходимые условия для осознанного развития тез или иных психических функций. Т.е. в силу вступает закон пропорционального соотношения скорости движения с прилагаемой силой.
В 18-21 законах прописаны положения, обязанности. Например, «Все педагогии должны также принимать старания к тому, что бы быть не только руководителями своих питомцев, но друзьями их» или «…учащемуся положено работать, учителю – руководить».
Самым важным законом, по мнению Я.А.Коменского, является следующее: « всему надо обучать при помощи примеров, правил, путем практического применения или подражания». И далее, «Подражание – это дела ученика, однако учитель должен снова и снова быть впереди, исправлять ошибки».
Здесь явно прослеживается всеобщий закон подобия. В первом примере, когда учитель должен быть другом для ребенка, это необходимое условие для успешного подражания учеником человеку который не только наставник, но и Друг. Во - втором, реализация самого всеобщего закона - закона подобия.
Дистервег также использовал термин "закон" в рассмот¬рении педагогических явлений: "Обучение должно быть согласо¬вано с человеческой природой и законами ее развития. Это — главный, высший закон всякого обучения".
Современные отечественные исследователи также пытаются формировать педагогические законы: например, В. П. Беспалько предлагает "Закон сохранения в дидактике", тот же закон сохранения энергии или массы; С. Р. Репин — "Закон предельного развития"; Г. И. Рябов — "Закон эффективности обу¬чения"; Б. Т. Лихачев формулирует целый ряд законов.
Попытки формулирования законов обучения находим так¬же у Дьюи, Торндайка, Меймана, Кильпатрика. Э. Мейман сформулировал три закона. Первый: развитие индивидуума с са¬мого начала определяется в преобладающей степени природными задатками. Второй: ранее всего всегда развиваются те функции, которые являются наиболее важными для жизни и удовлетворе¬ния элементарных потребностей ребенка. Третий закон утвер¬ждает неравномерность душевного и физического развития ребен¬ка. Кроме названных Э. Мейман формулирует еще два закона о факторах развития ребенка: закон видоизменения и закон по¬вторения. Все эти законы Э. Мейман в зависимости от контек¬ста называет принципами и даже правилами.
Больше всего в бывшей советской педагогике не повезло законам, сформулированным крупными американскими педа¬гогами Дьюи и Торндайком. Несмотря на то что за ними по¬шла и достигла крупных успехов американская и не только американская школа, что они дали мощный толчок мировому дидактическому развитию, у нас эти законы замалчивались, искажались, отрицались.
На законах Торндайка воспитано не одно поколение дело¬вых, активных, раскрепощенных американцев; эти законы и сегодня определяют технологическое построение учебно-вос¬питательного процесса. Они подвергались многочисленным уточнениям. В 40—50-х годах профессор Ладо придал законам Торндайка более легкую и понятную практикующим педагогам форму и этим еще более упрочил их направляющую роль. Аме¬риканские учителя прочно усвоили требования пяти основных законов.
1. Закон взаимосвязанности: если два психических акта развиваются во взаимосвязи, то повторение одного из них приводит к появлению или закреплению второго.
2. Закон тренировки: чем выше интенсивность тренировки, тем лучше усваивается обратная реакция и тем дольше она сохраняется в памяти;
3. Закон интенсивности: чем интенсивнее тренировка ответа, тем лучше он усваивается и тем дольше остается в памяти;
4. Закон ассимиляции: каждый новый стимул имеет способ¬ность вызывать реакцию, которая в прошлом была связана с этим же стимулом.
5. Закон результативности: реакция, сопровождающаяся приятными последствиями, закрепляется; если же она сопро¬вождается неприятными последствиями, ее стараются заглу¬шить или избежать. Действие этих общих закономерностей конкретизируется путем вычленения многочисленных частных (попарных) связей.

Исследования последних нескольких лет мало чем отличаются от общей картины изучения закономерностей в прошлом. Не¬которые педагоги, все еще задаваясь вопросом, установлены ли педагогикой закономерности и законы, приходят к отрица¬тельному заключению и по-прежнему не признают педагогику наукой.
В работах Ю.К. Бабанского, А.С.Белкина, Б.С.Гершунского,М.И. Махмутова, И.Я. Лернера, М. Н. Скаткина, П.И. Пидкасистого выделены законы обучения.
Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения.
Он раскрывает опреляющее влияния общества через соц.заказ образованию на содержание, цели, масштабы средства, методы организации учебного материала. На наш взгляд это не закон а директива.
Закон развивающего и воспитывающего влияния на учащихся.
И содержание, и стиль общения, и характер заданий – все компоненты обучения непременно влияют на формирование ориентаций, личностных качеств, духовного мира, способностей личности.
Закон обусловленности результатов обучения характером деятельности и общения учащихся. Это закон раскрывает влияния формирующих личность процессов, в том числе познавательных, степени самостоятельности и продуктивности деятельности учеников на результаты обучения.
Закон целостности и единства педагогического процесса. Он отражает связи части(например, факта, закона) и целого (например, теории, общей научной картины мира), взаимосвязь рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного, обуславливает необходимость гармонической интеграции предметов, содержательного, мотвационного компонентов(деятельности) овладения знаниями и развития.
3акон взаимосвязи и взаимообусловленности индивидуальности, групповой и коллективной учебной деятельности.
Попытаемся разобраться, законы это или закономерности.
Исходя из того, что педагогика является сложной общественной наукой, объединяющей, интегрирующей, синтезирующей в себе данные всех естественных и общественных наук о человеке, о законах развития воспитательных общественных отношений, влияющих на социальное становление подрастающего поколения.
А образование как целостное явление - одна из наиболее значимых подсистем общества, то законы использованные в педагогике как и законы общества, не есть результат проявления какой – то внешней силы, они является продуктом его внутренней самоорганизации. В силу этого педагогический закон – это категория, обозначающая объективные, существенные необходимые, общие и устойчиво повторяющиеся связи между явлениями образования, компонентами педагогической системы, отражающие механизмы ее самоорганизации, развития и функционирования.
Анализ работ по теории обучения свидетельствует о том, что в них понятие «закон» к сожалению используется редко, по причине сложности и многогранности явлений целостного педагогического процесса, трудностью определения устой¬чивых связей, зависимостей, отношений между ними. В педагогике чаще всего исследователи употребляют термин «закономерность» отождествляя его то с законом или с принципами.
Так, например, в учебниках по педагогике для ВУЗов, закон и закономерность отождествляются. Как мы писали в параграфе 1 закономерность это внешнее проявление явлений, которое отвечает тому или иному закону. В законе же отражается внутренняя взаимосвязь явлений. Закон при соответствующих условия проявляется всегда, а закономерностей может быть несколько у одного и того же проявленного и непреложного закона. Закономерность в отличии от закона, который проявляется всегда, проявляется в большинстве случаях.
В философии закономерность - это более широкое по объему понятие, чем «закон». Закономерность рассматривается как внешнее проявление результата совокупного действиям множества законов, поэтому она выражает многие связи и отношения, тогда как закон однозначно отражает определенную связь отношений. Обратим внимание на словосочетание, «многие связи и отношения», на наш взгляд это приводит к тому, что во- первых, в педагогике возникает предпосылка отождествления закономерностей не только с законами, но и с принципами.
Например, Харламов И. Ф., пишет, « закономерности воспитания выступа¬ют как основополагающие принципы, или требования, на осно¬ве которых необходимо осуществлять учебно-воспитатель¬ную работу в школ.»
Рассмотрим, что такое принцип. В словаре С.И.Ожегова, принцип - 1. Основное исходное положение какой – н теории, учения, мировоззрение, теоретической. 2. Убеждение взгляд на вещи. 3. Основная особенность. В современной науке принципы — это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия.
Принципы обучения - это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности. В принципах обучения раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им. Они определяют позиции и установки, с которыми учителя и преподаватели подходят к организации процесса обучения и к поиску возможностей его оптимизации.
Принцип отличается от закономерности тем, что он зависит от личности: она принимает или отвергает его; закономерность же проявляется независимо от воли личности: она может лишь учитывать ее при организации деятельности. Здесь мы не согласны со Стефанофской, что «принцип зависит от личности», если личность принимает или не принимает тот или иной принцип, то сам принцип все равно существует независимо от личности, так же как и «закономерность проявляется независимо от воли личности». Соблюдение тех или иных принципов способствует личности не нарушать всеобщих законов, т.е. их успешно актуализировать. Соотнося дефиниции понятий: принцип и закономерность, мы видим, что они различны по своей сути, и подменять одно другим не целесообразно.
Подмена закономерностей, то с законом или принципами приводит к тому, что некоторые педагоги например, Подласый И.П выделяет их более 60 и делит их на конкретные, гносеологические, психологические, кибернетические, социологические, закономерности процесса воспитания, обучения. Другие авторы: Харламов, Бодровская, Лихачев, Сластенин, выделяют другие закономерности, и этот процесс может выйти за рамки разумно.
По-этому мы считаем, что, размытое понимание термина «закономерность», под которым в педагогической науке понимаются связи, зависимости, отношения, которые существуют объективно, независимо от сознания и воли человека, приводит к неоднозначной трактовке явлений в педагогическом процессе. Т.е., если закон реализуется всегда, то задача педагога заключается в его детерминировании и выстраивании своей педагогической деятельности согласно этому всеобщему закону. Закономерность проявляется в большинстве случаях и шире чем закон. Поэтому, учитывая закономерности, педагог ориентируется на непредсказуемость, на случайность или на точки бифуркации, которые можно трактовать различно. Все зависит от воображения и уровня мышления педагога. Ориентация на случайность в работе с детьми объясняется тем, что педагогика это искусство и приводит к профанации, когда педагогику начинают рассматривать как науку.
А.Я. Данилюк, в работе «Теория образования интеграции» делает на наш взгляд, удачную попытку в применении основных законов диалектики относительно своей теории образования интеграции. На основании этих законов А.Я. Данилюк показывает диалектику интеграции. (см.схему):
Схема диалектического развития интеграционных процессов
в российском образовании ХХ в.


Законы диалектики Соответствующие им
этапы развития интеграции Исторический период
Единство и борьба противоположностей Предметность и комплексность Начало ХХ в. – 1931 г.
Отрицания отрицания
Предметность и межпредметность 1931 – 1983 г.г.
Перехода количественных изменений в качественные
Межпредметные связи и интегрированные курсы 70 –е 90 – г.г.

Из представленной схемы видно, что также с позиции синтеза теоретических знаний, который был нами представлен выше, намного проще объяснить развитие и логику интеграционных процессов в российском образовании ХХ в. Но, если мы представим, что исследователи в начале ХХ в. имели бы своей целью - использование законов природы, которые частично отражены в трех основных законах диалектики, то реализация данной цели помогла и облегчила развития интеграционных процессов в российском образовании в ХХ в., что позволило бы данному процессу осуществляться не стихийно, а в рамках успешного и эффективного научного прогнозирования.
Далее А.Я. Данилюк, логически объяснят данную схему, поэтапно раскрывая взаимосвязь законов диалектики с развитием научной педагогической мысли ХХ в. К сожалению, данный анализ имеет лишь исторический интерес, т.к. произведен не в начале развития интеграционных процессов в российском образовании, а в их конце.
Другие исследователи выделяют свои законы. теория развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова, которая основана на наличие трех основополагающих законов:
1. Основной закон психического развития человека:
все функции индивидуального сознания первоначально имеют форму социальных отношений людей и лишь в процессе интериоризации становятся функциями сознания.
2. Закон формирования обобщения как особого способа отражения действительности в сознании ребенка:
процесс образования понятий у детей проходит следующие ступени – синкреты(1), комплексы и псевдопонятия(2), научные понятия (3).
3.Закон эквивалентности понятий:
каждое понятие может быть выражено бесконечным количеством способов с помощью других понятий.
Выделенные законы являются - научными законами. Научные законы это лишь отражение в нашем сознании объективных существующих связей действительности (природы), обнаруженные в процессе наблюдения или в опыте. Данная связь между объектами раскрывается в нашем синтетическом сознании на описательном уровне, который может носить как качественный, так и количественный характер.
Обратим внимание, что научный закон отражается в сознании всего на всего лишь существующими связями действительности, осознанными нашим синтетическим сознанием. Поэтому ограничений в выражении всеобщего закона в нашем сознании и нашим сознанием не избежать, по простой причине, что субъект как часть природы может в процессе наблюдения выделить лишь некую часть всеобщего закона. В этом процессе познания ограничение вызывается «эгоцентрическим затруднением». Суть его в том, что «где бы ни находился познаваемый объект, субъект познания всегда находится в центре рассматриваемого пространства и полностью от этого затруднения невозможно избавиться.»
Теоретически из «эгоцентрического затруднения» можно выйти, если отойти от своих личных чувств, эмоций, мыслей. Т.е., полностью слиться познаваемым объектом, быть не в центре его, а им самим.
Поэтому мы можем утвердительно сказать, что три основных научных закона (закон психического развития человека, закон формирования обобщения как особого способа отражения действительности в сознании ребенка, закон эквивалентности понятий) на которых простроена педагогическая теория развивающегося обучения Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова, лишь частично отражают известные всеобщие законы.
Так, основной закон психического развития человека: все функции индивидуального сознания первоначально имеют форму социальных отношений людей и лишь в процессе интериоризации становятся функциями сознания. Частично выражает всеобщий закон - закон подобия, который был нами описан выше. Объясним наше утверждение.
В онтогенезе выделяются такие стадии интериоризации сопоставим их относительно закона подобия: 1) взрослый словом действует на ребенка, побуждает его что - то сделать (что значит, действовать словом и побуждать ребенка, что - то сделать? Это можно выразить так: «Делай как Я!» Суть данной фразы будь подобен мне, подражай мне; 2) ребенок перенимает способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого («Я делаю как Ты», но и «Ты делай как Я». Эффект «зеркала») ; 3) ребенок начинает воздействовать на самого себя ( в своем сознании ребенок выбирает объект для подражания «Я как Он » или «Я как Они» и наоборот.
Понятие интериоризации было распространено Гальпериным на формирование умственных действий. Она составила основу понимания природы внутренней деятельности как производной от внешней, практической деятельности с сохранением того же строения, выразилось в понимании личности как структуры, образующейся путем интериоризации социальных отношений. То же самое, закон подражания, просматривается и здесь: «…природа внутренней деятельности это производная от внешней, практической деятельности, да еще и с сохранением того же строения…». Зачем тогда усложнять сущность для ее понимания.
Закон формирования обобщения как особого способа отражения действительности в сознании ребенка: процесс образования понятий у детей проходит следующие ступени – синкреты(1), комплексы и псевдопонятия(2), научные понятия (3).
Частично отражает закон синтеза, суть которого в отношении формирования понятий у детей будет заключаться в следующем: синтез двух или большего числа понятий даст новое понятие, которое будет истиннее каждого из исходных понятий. Что касается ступеней 1,2 и 3 то они отражены нами в фазах теоретического синтеза знаний.
Было бы целесообразно, выделив всеобщий закон – закон синтеза и показать, что на основе этого закона существует следующая закономерность и прописать ее. Данный подход способствовал бы формированию в сознании человека мира как системы.
Закон эквивалентности понятий: каждое понятие может быть выражено бесконечным количеством способов с помощью других понятий.
Тождественен по смыслу и даже по содержанию с законом сохранения энергии, а именно в данном законе, законе сохранения, говорится, что количество энергии в природе состоит по отношению друг другу в определенном отношении эквивалентности (равноценности). Следовательно, та или иная энергия может быть выражена различными суммами других энергий. Опять уважаемые исследователи, умножают сущность, когда факты столь просты и известны.
Лихачев Б.Т. обращает внимание на то, что «Предметом педагогики является объективные законы конкретно – исторического процесса воспитания, органически связанные с законными развития общественных отношений, а также реальная общественная воспитательская практика формирования подрастающих поколений, особенности и условия организации педагогического коллектива.
Здесь мы хотим сказать, что мы не против того, что «Предметом педагогики является объективные законы конкретно – исторического процесса воспитания», но эти «объективные законы конкретно – исторического процесса воспитания…» должны быть выведены из всеобщих законов или соотнесены с ними. Если этой рефлексии нет, то возможно, общество может развиваться не по естественным законам (например, закон конкуренции), и обобщив свой опыт выведет те законы, которых нет природе. Следовательно, реализация искусственных законов, приведет к «аномальному» развитию качеств в человеке. Например, «жадность» вместо «бережливости», «жестокость» вместо «справедливости», «высокомерие» вместо «достоинство» и т.д. Искажение данных качеств приводит и к деградации духовно – нравственного начала в человеке.
Б. Т. Лихачев формулирует целый ряд законов.
Лихачев Б.Т., выделяет три слоя общественных отношений, в которых действуют законы воспитания.
Первый слой связан с экономическим базисом. Второй слой отношений проявляется в сфере идеологии. Третий слой существует и действует личностно – психологической сфере.
Лихачев Б.Т., обосновывает и представляет объективные законы воспитания, которые действуют в общественных отношениях первого основного слоя. Представим их:
1. Основной закон. Закон обязательного присвоения подрастающим поколениями социального опыта старших поколений как необходимого условия вхождения в общественную жизнь, осуществления преемственности между поколениями, жизнеобеспечения общества, отдельного индивида и развития сущностных сил каждой личности.
Основной закон всегда ориентирует общественное воспитание на подготовку человеческих производственных отношений. В результате его требований в обществе возникает и действует собственно педагогический процесс, различные разновидности школ. Дети вводятся в систему социальных отношений, зависимостей и присваивают приуготовленный им в этой системе опыт.
2. Закон обязательного соответствия содержания, форм, методов обучения и воспитания требованиям развития производственных сил общества.
Требованиями этого закона обуславливается всестороннее развитие личности в силу необходимости проявления ею, в первую очередь, в труде, интеллекта и творчества. Пренебрежением этого закона, например, исключение общетрудовой подготовки из общеобразовательной системы, может привести к сдерживанию развития производства.
3. Законом воспитания является также обусловленность содержания, форм и методов воспитания, обучения характером производственных отношений и соответствующей им надстройкой.
Закон проявляется в том, что организация и содержание педагогического процесса определяется интересами господствующих, направляющих политику и идеологию социальных слоев.
4. Закон неизбежных воспитательных последствий в результате взаимодействия детей и миром, в жизненных ситуациях, событиях, конфликтах, процессах.
Это закон нашел свое выражение в требовании педагогики соединения с производительным трудом, с жизнью общества. У А.С. Макаренко, этот закон выражался в формуле «параллельного педагогического действия». Этот закон требует сознательного, педагогического трансформирования обобщенных отношений в отношения воспитательного направления.
5. Закон гармоничного развития сущностных сил ребенка, его интеллектуальной, физической, эмоционально – волевой сфер, с учетом возрастных особенностей и возможностей.
Этот педагогический закон нашел свое подтверждение в психологии, установившей ведущую роль деятельности, особенно педагогически организованной в становлении психических процессов, свойств и качеств детской личности (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец)
6. Закон формирования сущности детской личности в результате ее активного самопроявления и самоутверждения в деятельности, отношениях, общении.
Требования этого закона лежат в основе реализации идеи всестороннего развития личности.
Рассмотрим выделенные законы педагогики (по Б.Т.Лихачеву): во- первых, выделенный основной закон является не только отражением закона подобия, но и полностью ему соответствует. Хотелось отметить, что закон подобия является основным законом в психологии, социологии, педагогики.
Во- вторых, из представленных 6 законов складывается мнение, что некоторые из этих законов отождествляются с принципами и закономерностями обучения. Например, закон обязательного соответствия содержания, форм, методов обучения, тождественен принципу преемственности, последовательности и систематичности обучения, который также включает в себя преемственность содержания обучения, его форм и способов, стратегий и.т.д. Что касается выделенных законов, то они дублируют закономерности выделенные Харламовым И. Ф.
Например, закон обязательного соответствия содержания, форм, методов обучения и воспитания требованиям развития производственных сил общества. Соответствует закономерности: единство целей, содержания и методов воспи¬тания; закон обусловленности содержания, форм и методов воспитания, обучения характером производственных отношений и соответствующей им надстройкой. Дублирует другую закономерность: характер воспитания на всех истори¬ческих этапах определяется объективными потребностями производства и интересами правящих классов общества;
закон неизбежных воспитательных последствий в результате взаимодействия детей и миром, в жизненных ситуациях, событиях, конфликтах, процессах. Тождествен закономерности следующего содержания: воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность;
закон гармоничного развития сущностных сил ребенка, его интеллектуальной, физической, эмоционально – волевой сфер, с учетом возрастных особенностей и возможностей. Отражен в закономерности о неразрывном единстве обуче¬ния и воспитания (в узком смысле) в целостном педагогическом процессе;
закон формирования сущности детской личности в результате ее активного самопроявления и самоутверждения в деятельности, отношениях, общении. Идентичен, по смыслу с закономерностью, которая звучит так, воспитание есть стимулирование активности форми¬руемой личности в организуемой деятельности;
В – третьих, третий закон является вообще следствием закона инерции. «Всякое движение раз развившись, имеет тенденцию распространяться вширь увлекая все больше и больше количество индивидов». Если педагогика, которая призвана заниматься развитием, воспитанием подрастающего поколения будет выдвигать данные законы, и на их основе строить научные исследования и концепции, то это грозит созданию огромного класса конформистов, что мы и видим. Этот класс, будет в последствии руководить теми, кто не смог использовать закон инерции в другом направлении. В направлении не приспособления к окружающей среде, а обособления.
В – четвертых, законы «неизбежных воспитательных последствий в результате взаимодействия детей и миром, в жизненных ситуациях, событиях, конфликтах, процессах» и «закон формирования сущности детской личности в результате ее активного самопроявления и самоутверждения в деятельности, отношениях, общении», сформулированный Б.Т. Лихачевым, должен быть учтен с выделенным законом пропорционального соотношения скорости движения с прилагаемой силой, который по справедливому мнению В.М.Бехтерева «является законом всеобщего значения, приложимого не к одному только неорганичному миру, но также и к миру органическому и надорганическому. В органическом мире всякая функция может подвергаться ускорению зависимости от особых возбудителей и пропорционально их силе и соответственно направлению их действия».
5.8.2010 15:39 eBWqt7 jaabtrvawwvd, [url=http://dtzmpghbydmk.com/]dtzmpghbydmk[/url], [link=http://gfgstmhychom.com/]gfgstmhychom[/link], http://pbneuqvjplzi.com/
10.8.2010 16:48 3N8DiH hsrrdmezkbpf, [url=http://szoyxnjicwcp.com/]szoyxnjicwcp[/url], [link=http://iwdbltvpimbc.com/]iwdbltvpimbc[/link], http://sxsfwqmihrta.com/
Pages:   1 

Чтобы учавствовать в дискуссиях Вы должны авторизироваться!

Партнеры


Учеба за границей

Шотландия
Швейцария
Германия
Ирландия
Чехия
Мальта
Великобритания
Швеция
Италия
Австрия
Испания
Франция
Канада
США

Высшее образование в России

Выбор специальности
Как выбрать ВУЗ?
Качество российского образования.
Какая профессия самая популярная
А какая самая невостребованная?

Среднее специальное образование

Младший специалист кто это?
Перспективы
Рабочие всегда нарасхват

Курсы повышения квалификации

Иностранные языки
Компьютерные курсы
Курсы красоты
Курсы массажа
Секретари и бухгалтерия
Прочие

© 2004 - 2022 "AllEducation.ru". Внимание! Владельцы и создатели данного сайта не несут ответственность за использование ссылок и информации, представленных на этом сайте, и информации добавленной пользователями сайта в свободной форме.
Главная | новости | архив новостей | форум

Рейтинг@Mail.ru